Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 25 апреля 2019 г.

 Работа с «трудными детьми»


 Выражение сложные или «трудные дети» очень часто встречается в современном научном и повседневном обиходе.  «Трудные дети» или «дети с поведением, отклоняющимся от нормы» - это отдельная группа общества, нормы которой отличаются от норм остального общества.
В настоящее времяовременная педагогика, слова «трудные дети», «трудный ребенок» старается использовать как можно реже, заменяя их словами «дети группы риска», «педагогически запушенные дети», «социально запущенные дети» или «дети девиантного поведения».
  Под трудными школьниками понимаются такие дети и подростки, нарушения, поведения которых нелегко исправляются.
   Итак, каким  же образом организовать жизнь этого общества, чтобы количество таких детей и подростков уменьшилось. Как предотвратить  девиантное поведение, как помочь «трудному» ребенку стать «нормальным»?
   Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается учитель в индивидуальных особенностях своих воспитанников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.
  Педагогическая позиция по отношению к «трудному» ребенку должна сочетаться в разумном сочетании мер, поддерживающих положительные стремления личности и пресекающих развитие отрицательных. Педагог обязан уметь находить положительные начала в характере своего воспитанника, уметь правильно и вовремя поощрить или наказать его.
  Одного ребенка полезно похвалить, так как это укрепляет его веру в свои силы; по отношению к другому от похвалы лучше воздержаться, чтобы не привести его к самоуспокоению, самоуверенности. Равно и подчеркивание недостатков воспитанника  может сыграть отрицательную роль по отношению к неуверенному в себе ребенку и положительную, если школьник слишком самоуверен и несамокритичен. На вопрос как же воспитатель должен организовать свою работу с педагогически запущенными детьми
В.А. Сухомлинский ответил так:
«Главное - не допустить переживания этими детьми своей «неполноценности», воспрепятствовать появлению у них безразличного отношения к учебному труду, не притупить чувство чести и достоинства».
  Эта цель достигалается  комплексом  приемов:
Во-первых, «учить и воспитывать таких детей надо в массовой общеобразовательной школе: создавать для них какие-то специальные учебные заведения нет нужды». Это необходимо не только для того, чтобы недостаточно способный ребенок никогда не чувствовал своей «неполноценности», тут важно, чтобы он находился в атмосфере полноценной духовной жизни школы».
Во-вторых, на уроке дети с пониженной способностью к обучению должны получать задания, которые гарантировали бы им успех в работе. Для этого учителю следует выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях ученика и, опираясь на нее, предлагать соответствующие задания. Успех в выполнении даже одного дела укрепляет веру ребенка в свои силы. В результате к очередному заданию он приступает уже с «предчувствием успеха». Переживание радости успеха – необходимое условие нормальной, продуктивной учебной деятельности.
  Известный педагог Н.Е.Щуркова предлагает несколько вариантов работы с такими детьми:
·        Подавление их действий и поступков, способных нанести вред.
·        Игнорирование его умышленно резкого, провоцирующего поведения.
·        Вовлечение ребенка в какую-нибудь активную деятельность (занятия спортом, играми, творчеством).
   Одна из особенностей поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников. Зачастую «трудные» дети и подростки противопоставляют себя обществу, в котором живут и стараются нанести ему, по возможности, вред. Таким образом, их поведение становится асоциальным, опасным для многих других членов этого общества.
   Возникает девиантное и делинквентное поведение у детей не случайно, а в силу ряда причин – психологических, физических и социальных. К ним относятся и врожденные генетические заболевания, и проблемы психики, но чаще всего – проблемы воспитания семьей и обществом.
  «Трудными» обычно становятся дети из неблагополучных семей, которые с раннего возраста видят девиантное поведение со стороны взрослых.
  С возрастом проблемы «трудного» ребенка могут либо ослабеть, либо усилиться, все дело в том, кто и как будет им заниматься. Конечно, первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители вовремя отреагируют на антисоциальное поведение ребенка, он вполне сможет вернуться к «нормальной» жизни. Со стороны педагогов также требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
  Главной задачей обучения и воспитания детей в школе является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых, физических, санитарно-бытовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение учащихся к доступному им общественно-полезному труду и приобретение ими социального опыта, формирование гармонично развитой личности воспитанников с учетом их психофизического развития.
Исходя из этого  можно поставить следующие задачи:
Образовательные:
·        формировать познавательные интересы и сознательное отношение к учебе;
·        развивать учебные знания, умения и навыки;
·        формировать способность ориентации в информационном мире.
Воспитательные:
·        воспитывать общечеловеческие нравственные качества;
·        воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
·        воспитывать чувство коллективизма.
Коррекционно-развивающие:
·        развивать психические процессы: внимания, памяти, речи, мышления, восприятия;
·        развивать социально-адаптивные навыки и навыки самообслуживания;
·        развивать эмоционально-волевую сферу.
 Построение воспитательного процесса в школе ведется с учетом индивидуальных особенностей воспитанников и с ориентацией на возможности их социализации и интеграции в общество (профориентация, овладение социально-бытовыми навыками и умениями, овладение навыками полоролевого поведения, организация здоровьесберегающей среды и т.д.).
  Поскольку основная масса детей воспитывается в семьях с низким воспитательным потенциалом, где зачастую методом воспитания является лишь физическое наказание или самоустранение родителей от своих обязанностей по воспитанию, а поступающие дети подчас имеют только отрицательный жизненный опыт, образовательное учреждение сталкивается с проблемой трудновоспитуемости, особенно в подростковой среде.
 Трудновоспитуемость этих детей проявляется в следующих моментах: ребята равнодушно относятся к замечаниям учителя, игнорируют наказания и требования с их стороны. Они позволяют себе использование ненормативной лексики, курят в присутствии взрослых и т.д. При этом поведение воспитанников отличается агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину, порой аффективными формами поведения.
Культура поведения, внешний вид, забота о собственном здоровье для них не является нормой. Подростки не хотят и не стараются соблюдать субординацию, проявляют фамильярность.
 Все вышеуказанное свидетельствует об особенностях работы, которая выстраивается и осуществляется педагогами. Работа, направленная на профилактику и коррекцию трудновоспитуемости у учащихся подразделяется на следующие этапы:
·        Изучение «трудных» детей и подростков, которое предполагает исследование их нравственных ориентиров, воспитательных потенциалов коллектива, причин трудновоспитуемости, воспитательных возможностей среды и способов перевоспитания, включения самого подростка в процесс ресоциализации.
·        Организация педагогической помощи.
·        Создание оптимизирующих условий для развития личности «трудновоспитуемого» ребенка: постоянное отслеживание достижений, трудностей в обучении, организация дополнительных занятий с учителями-предметниками. Забота об укреплении положения детей в социальной структуре класса и коллективе воспитанников в целом, организация помощи «трудновоспитуемым» в выполнении общественных поручений.
·        Формирование положительной Я-концепции, через создание ситуации развития, одобрения, поддержки, доброжелательности, анализ каждого этапа, результата деятельности воспитанника, его достижений; поощрение положительных изменений. Реализация педагогики сотрудничества и заботы.
·        Проведение систематического диспансерного осмотра «трудновоспитуемых» с целью фиксирования усугубления или улучшения отклонения с учетом психофизиологического и неврогенного характера.
·        Формирование установки на здоровый образ жизни, предупреждение и устранение вредных привычек через показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
·        Половое воспитание
·        Организация психологической помощи.
·        Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться со своими проблемами, показать пути их решения.
·        Индивидуальные беседы и тренинги с «трудновоспитуемыми» детьми с целью помочь им осознать необходимость совершать осмысленные поступки, преодолеть неуверенность в общении.
·        Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств, методов и форм воспитания и обучения педагогами, работающими с детьми.
·        Организация свободного времени «трудновоспитуемых» школьников.

      Свободное время это острая проблема данной категории. Необходимо помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирования интересов, умения добиваться поставленной цели. Это направление деятельности реализуется через включение детей в кружковую деятельность, спортивные секции, привлечение детей для участия в творческих конкурсах, организуемых в школе, в районе, области. Широко используется организация общественно-полезной деятельности (трудовые акции по уборке памятника, территории). Поручение общественных дел в классе и школе, привлечение к организации и участии во внеклассных мероприятиях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий